ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛАТНЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

  • Алексей Иванович Шинкевич
  • Татьяна Игоревна Клименко
  • Фарида Фидаиловна Галимулина
Ключевые слова: Ключевые слова: рынок платных услуг; услуги населению; Республика Татарстан; позиционирование регионов Приволжского федерального округа; кластерный анализ.

Аннотация

Аннотация: Услуги являются наиболее важной частью национальной экономики и классифицируются по целям, природе, сфере применения и свойствам. В настоящее время наиболее важным видом услуг в России является торговля, что обусловливает актуальность проведенного исследования. Авторами статьи проведен анализ рынка платных услуг на макро- и мезоуровне. В качестве инструментов анализа использовались индекс физического объема платных услуг населению, индекс потребительских цен, позиционирование, кластерный анализ.

Детализированный анализ макрорынка платных услуг проведен в разрезе видов услуг и охватывает период 1990–2016 годы, что позволяет оценить тенденцию развития рынка за последние 26 лет. При этом выявлены наиболее востребованные россиянами виды платных услуг.

Исследование мезоуровня проведено на примере Приволжского федерального округа, в результате чего построена диаграмма позиционирования регионов округа по показателям объема платных услуг на душу населения и индексу физического объема платных услуг, выделено 4 квадранта.

Завершается исследование оценкой динамики рынка платных услуг в Республике Татарстан за 2010–2016 годы с учетом специфики услуг. На первом этапе выявлены тенденции развития регионального рынка услуг, на втором этапе проведен кластерный анализ муниципальных районов Татарстана по объему платных услуг в расчете на душу населения, в результате которого выделено 3 группы районов с дальнейшей кластеризацией муниципальных образований. Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в группировке потребителей рынка платных услуг с целью получить представление о поведении клиента из конкретного сегмента.

Опубликован
2018-12-21
Выпуск
Раздел
Экономические науки