ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОПЛАТУ ТРУДА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

  • Гульнара Талгатовна Гафурова Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова http://orcid.org/0000-0002-2810-3656
Ключевые слова: оплата труда, бюджетное учреждение, автономное учреждение, образовательное учреждение, ЕГЭ

Аннотация

Аннотация: В системе общего образования в последние годы сложилась ситуация, когда условия труда работников, а также их заработная плата не соответствуют формальным требованиям законодательства. Рост заработных плат либо отсутствует, либо сопровождается ростом напряженности труда учителя. В статье исследуются проблемы оплаты труда на примере двух образовательных учреждений г. Казани, на основе сопоставительного анализа условий, в которых работают учреждения. В работе изучены показатели деятельности общеобразовательной школы и гимназии, на основе которых сформулированы основные проблемы в финансировании и обеспечении качества образовательных услуг. Определено, что автономное учреждение получает возможность обеспечить учителям рост заработной платы за счет доходов от оказания платных услуг, в отличие от бюджетного учреждения. Однако вид учреждения при этом оказывает влияние на объемы финансирования, и соответственно – заработную плату за счет различий в нормативах финансового обеспечения.

В статье построена двухфакторная модель влияния на оплату труда напряженности труда учителя и вида образовательного учреждения на основе данных по сорока школам г. Казани. На основе расчетов установлено, что вид учреждения, несмотря на умеренную связь с зависимой переменной, дает существенный рост оплаты труда в учреждении, в то время как рост нагрузки на педагога оказывает значительно меньше влияние. Также определено, что в результате роста напряженности труда в гимназии снижаются показатели ЕГЭ. На основе проведенного анализа в статье сформулированы основные рекомендации для образовательных учреждений с целью повышения эффективности деятельности и приведения уровня оплаты труда в соответствие с условиями ведения образовательной деятельности.

Биография автора

Гульнара Талгатовна Гафурова, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»

Литература

Букалерова Л.А., Остроушко А.В. Мониторинг нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы установления новых систем оплаты труда работников образовательных учреждений // Право и образование. 2008. № 10. С. 9–18.

Семенов И.В. Методика расчета оплаты труда сотрудника научного и образовательного учреждения // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 12. С. 283–287.

Веракса Н.Е., Никитина Т.А., Богуславская Т.Н., Легова Т.А. Критерии оценки качества работы работников дошкольных образовательных учреждений (по должностям) в рамках перехода на новую систему оплаты труда. М.: Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», 2010. 191 с.

Ермаков Д.Н. Актуальные аспекты совершенствования системы оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений // Актуальные проблемы управления экономикой и финансами транспортных компаний: сборник трудов Национальной научно-практической конференции. М.: Арт-Бизнес-Центр, 2016. С. 38–47.

Скифская А.Л. Проблемы реализации новой системы оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19. № 4. С. 160–163.

Дерябина Е.В., Леонова К.В., Богданова Т.Ю. Проблемы внедрения системы нормирования труда в дошкольных образовательных учреждениях в рамках «Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы» // Вестник научных конференций. 2016. № 11-6. С. 60–62.

Малышева И.В., Пухова Е.Ю. Основные проблемы стимулирования трудовой деятельности и система совершенствования оплаты труда в части стимулирующих выплат педагогических работников образовательных учреждений // Апробация. 2016. № 6. С. 96–98.

Алешкина С.В., Давыдова И.Ш. Влияние заработной платы на производительность труда // Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 2. С. 359–360.

Коржавина Н.П., Чикова О.А. Анализ социально-экономических условий эффективного контракта в образовательных учреждениях // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 36–40.

Харченко А.И. Новаторство или традиции стимулирования труда педагогических работников в образовательном учреждении // Современная образовательная среда: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Интерактив Плюс, 2018. С. 241–243.

Arain A., Jafri I., Ramzan M., Ali H. Evaluating the Impact of Teachers’ Remuneration on the Performance of Students: Evidence from PISA // International Journal of Science and Research. 2014. Vol. 3. № 5. Р. 1674–1678.

Sartain L., Steinberg M.P. Teachers Labor Market Responses to Performance Evaluation Reform: Experimental Evidence from Chicago Public Schools // Journal Human Resources. 2016. Vol. 51. № 3. P. 615–655.

Figlio D. Teacher salaries and teacher quality // Economics Letters. 1997. Vol. 55. № 2. P. 267–271.

Vigdor J.L. Teacher salary bonuses in North Carolina: conference paper. Nashville: National Center on Performance Incentives, 2008. 42 p.

Turner R., Camilli G., Kroc R., Hoover J. Policy strategies, teacher salary incentive, and student achievement: An explanatory model // Educational Researcher. 1986. Vol. 15. № 3. P. 5–11.

Hallinger P., Heck R.H., Murphy J. Teacher evaluation and school improvement: An analysis of the evidence // Educational Assessment, Evaluation and Accountability. 2014. Vol. 26. № 1. P. 5–28.

Morgan G.B., Hodge K.J., Trepinski T.M., Anderson L.W. The stability of teacher performance and effectiveness: Implications for policies concerning teacher evaluation // Education policy analysis archives. 2014. Vol. 22. P. 1–21.

Миргалеева И.В. Развитие государственно-общественного управления в образовательных учреждениях // Экономика и управление: проблемы, решения. 2012. № 3. С. 67–73.

Жилина Н.Н. Целевой капитал как механизм частно-государственного партнерства в системе образования Республики Татарстан // Экономика и управление: проблемы, решения. 2012. № 7. С. 32–36.

Жилина Н.Н., Меньшаева Л.И. Аутсорсинг в образовании как механизм частно-государственного партнерства // Экономика и управление: проблемы, решения. 2012. № 10. С. 24–28.

Балынская Н.Р., Кузнецова Н.В., Синицына О.Н. Изменение в системе оплаты труда как фактор управления мотивацией трудового поведения работников образовательных учреждений // Вопросы управления. 2015. № 3. С. 96–104.

Мироненко О.В. О разработке экономического норматива затрат на оплату труда работников образовательных учреждений // Научный вестник Костромского государственного технологического университета. 2013. Т. 1. № 2. С. 12–18.

Информация о результатах деятельности и об использовании имущества СОШ № 39 // Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. URL: hbus.gov.ru/pub/agency/248177/reports.

Информация о результатах деятельности и об использовании имущества МБОУ «Гимназия № 96» // Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. URL: bus.gov.ru/pub/agency/136687/reports.

Публичный доклад руководителя Гимназии № 96 // Электронное образование в Республике Татарстан. URL: edu.tatar.ru/vahit/page2233.htm/page2617609.htm.

Воскобойников Ю.Е. Эконометрика в EXCEL. Часть 1: Парный и множественный регрессионный анализ. Новосибирск: НовГАСУ, 2005. 156 с.

Орлова И.В., Григорович Д.Б., Галкина Л.А. Эконометрика: обучающий компьютерный практикум. M.: Финансовый университет, 2016. 94 с.

Опубликован
2018-09-27
Выпуск
Раздел
Экономические науки