ПЕРЕДОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

  • Галина Николаевна Гродская Самарский государственный экономический университет
  • Олег Сергеевич Евсеев консультант управления инвестиционной политики и маркетинга региона
  • Светлана Сергеевна Асанова Самарский государственный экономический университет
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиционный климат, целевые модели регулирования и правоприменения, проектное управление, проектный офис, административные барьеры, стратегия привлечения инвестиций, Самарская область

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы совершенствования механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности и формирования конкурентоспособного инвестиционного климата на региональном уровне. Оцениваются преимущества использования инструментов проектного менеджмента при решении задач, связанных с государственной поддержкой инвестиций и улучшением делового климата на уровне субъектов РФ. Целью статьи является исследование инструментов проектного управления в контексте их использования для решения задач стимулирования инвестиционной активности в регионах и устранения избыточных административных барьеров. Рассматривается комплекс мероприятий, направленных на устранение региональных различий в уровне развития делового климата и инструментов государственной поддержки инвестиционной деятельности, основу которого составляют целевые модели регулирования и правоприменения. Приведены модели, характеризующие организационную структуру межведомственного проекта по формированию конкурентоспособного инвестиционного климата в Самарской области с разными полномочиями регионального проектного офиса (РПО). Итоговым результатом анализа является выбор оптимальной модели, которая предполагает наличие РПО в структуре Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Согласно данной модели, административные барьеры будут иметь нисходящий тренд, что положительно скажется на всей экономике страны. Наиболее оптимальной моделью системы регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне является проектно-ориентированная модель. Ее использование позволяет нацелить проектное управление на обеспечение эффективного регулирования инвестиционной деятельности и задействовать каждый уровень региональной управленческой иерархии в этом процессе. Основу данной системы составляет проектный офис, деятельность которого направлена на формирование единой институциональной среды и создание условий, обеспечивающих стабильное функционирование инвестиционной сферы региона.

Биографии авторов

Галина Николаевна Гродская, Самарский государственный экономический университет
кандидат экономических наук, доцент
Олег Сергеевич Евсеев, консультант управления инвестиционной политики и маркетинга региона
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области
Светлана Сергеевна Асанова, Самарский государственный экономический университет
магистр

Литература

1. Войников В.В. Россия – ЕС: правовые аспекты создания общего пространства свободы, безопасности и законности // Актуальные проблемы правовой реформы в России: материалы межвузовской научно-практической конференции. Калининград: РГУ им. И. Канта, 2006. С. 24–26.
2. Смирнов А.С., Водянов А.А. Инвестиционная политика: каким методам госрегулирования отдать предпочтение // Российский экономический журнал. 2011. № 11-12. С. 3–7.
3. Маршак В.Г. Оценка финансового рынка региона // Регион: экономика и социология. 2007. № 1. С. 32–37.
4. Гранберг А.Г., Суслов В.И., Суспицын С.А. Подходы к анализу финансового положения регионов их финансово-экономических отношений с федеральным центром // Регион. 2011. № 4. С. 23–29.
5. Лебедев В.М. Привлечение иностранных инвестиций: фактология, проблемы, подходы к решению // Российский экономический журнал. 2016. № 6. С. 69–79.
6. Безруков В.В., Сафронов Б.В., Марковская Е.И. Конъюнктура инвестиционного рынка // Экономист. 2017. № 1. С. 3–7.
7. Инвестиционный климат в России. Доклад экспертного института // Вопросы экономики. 2017. № 2. С. 4–25.
8. Райзберг Б.А. Проблемы государственного стратегического планирования в современной России // Общество и экономика. 2016. № 1. С. 18–22.
9. Шевченко И.В., Александрова Е.Н., Кравченко Т.Е., Анисимов В.Г. Роль инвестиций в реализации стратегии экономического роста // Финансы и кредит. 2015. № 32. С. 4–7.
10. Мау В.А. Социально-экономическое планирование и прогнозирование в современной России: поиск новых форм или тяга к прежней практике // Общество и экономика. 2014. № 1. С. 28–32.
11. Романова М.В. Управление проектами. М.: ИНФРА-М, 2007. 327 с.
12. Хэлдман Ким. Управление проектами. Быстрый старт. М.: ДМК Пресс, 2008. 352 с.
13. Методические рекомендации по материальному стимулированию федеральных государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, являющихся участниками реализации приоритетных проектов (программ): материалы заседания рабочей группы по развитию проектной деятельности при президиуме Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам: протокол № 5. М., 2017.
14. Дорогов Н.И. Совершенствование государственного управления хозяйством региона в условиях многообразия форм собственности : дис. … д-ра экон. наук. Иваново, 1999. 424 с.
15. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проектами. Справочник для профессионалов. М.: Высшая школа, 2001. 573 с.
16. Кадырова Г.М. Инвестиционный потенциал: некоторые актуальные проблемы исследования // Страховое дело. 2013. № 11. С. 4–10.
17. Кондратьева З.А. Роль и значение индивидуального инвестирования в решении задач экономического роста // Финансы и кредит. 2011. № 8. С. 76–80.
18. Звягинцева О. Оценка инвестиционного риска региона // Экономист. 2013. № 9. С. 44–46.
19. Гусева К. Ранжирование субъектов Российской Федерации // Вопросы экономики. 2006. № 6. С. 24–34.
20. Гранберг А.Г. Подходы к анализу финансового положения регионов их финансово-экономических отношений с федеральным центром // Регион. 2009. № 4. С. 23–29.
Выпуск
Раздел
Экономические науки