СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОДВИЖЕНИЯ УСЛУГ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

  • Нина Александровна Восколович Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
  • Никита Геннадьевич Марьин Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Ключевые слова: экологический туризм, продвижение услуг туризма, национальный информационный туристский портал

Аннотация

Актуальность проблематики исследования обусловлена процессами, происходящими в мировом туризме: с одной стороны, дифференциацией видов туризма и ростом многообразия предлагаемых туристских продуктов и услуг, создающими предпосылки для представительного выбора, с другой стороны, расширением использования информационных технологий, позволяющих потенциальным туристам самостоятельно организовать путешествия. В статье дается обзор отечественного и зарубежного опыта, посвященного изучению этой проблемы. Рассматриваются особенности традиционных сетевых технологий, таких как баннерная реклама, массовые рассылки по электронной почте, контекстная и прямая реклама в интернете, сайты туристских посредников, дается оценка их полезности по материалам выборочных опросов. В ходе исследования установлено, что именно недостаточное внимание к вопросам продвижения, в т. ч. посредством использования информационных технологий, сдерживает переход на качественно новый уровень развития экологического туризма. Обобщен прогрессивный опыт Швеции – одного из мировых лидеров в организации продвижения экологического туризма посредством создания его устойчивого образа на основе сертификации туристских ресурсов и использования национального интернет-портала.

На основе проведенного анализа обоснована целесообразность более активного продвижения и популяризации услуг экологического туризма посредством формирования единой общероссийской системы бронирования и оплаты туристских услуг, мобильного приложения с доступом к единому национальному интернет-порталу, онлайн-бронированию и оплате услуг. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о необходимости усиления внимания к экологическому туризму на региональном уровне в целевых программах и кластерных проектах.

Биографии авторов

Нина Александровна Восколович, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики труда и персонала экономического факультета
Никита Геннадьевич Марьин, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
магистрант экономического факультета

Литература

1. Полухина А.Н., Шерешева М.Ю., Рукомойникова В.П., Напольских Д.Л. Обоснование сравнительной эффективности реализации туристского потенциала (на примере регионов Поволжья) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 5. С. 122–140.
2. Молчанов И.Н. Проблемы формирования и финансирования туристских кластеров в регионах России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2017. № 1. С. 45–57.
3. Оборин М.С., Шерешева М.Ю. Специфика сетевых бизнес-моделей в туристско-рекреационной сфере // Управленец. 2017. № 4. С. 24–31.
4. Давыдова Л.А., Головатюк Л.Н. Туризм и его социальная составляющая в современных условиях // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 2. С. 352–357.
5. Александрова А.Ю. Формирование интегрированной системы статистики туризма в Российской Федерации // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2017. № 1. С. 41–61.
6. Александрова А.Ю. Интеграция событийных мероприятий в продвижении туристских дестинаций на принципах со-брендинга // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2015. № 6. С. 135–162.
7. Восколович Н.А. Междисциплинарный аспект современных исследований в сфере туризма // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2016. № 6. С. 71–86.
8. Восколович Н.А., Жильцов Е.Н. Специфика развития сельского туризма // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. № 2. С. 22–30.
9. Звягина Е.С., Рыбакова М.В. Экологический туризм как социальная, экологически-ответственная практика в управлении особо охраняемыми природными территориями РФ // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. № 48. C. 50–65.
10. Voskolovich N.A., Kovaleva T.V., Markin M.I., Demin S.S., Zinchenko Z.A. The Development of the Enterprise Client-orientated Management Instruments of the Tourist Branch // International Review of Management and Marketing. 2016. № 6. P. 63–70.
11. Шерешева М.Ю., Калмыкова Н.М., Валитова Л.А., Березка С.М. Создание ценностного предложения для потребителей 50+ с учетом их когнитивного возраста // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2017. № 1. С. 147–168.
12. Шерешева М.Ю., Полянская Е.Е. Туризм третьего возраста: предпочтения, требования, ограничения // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 61. C. 55–75.
13. Василькевич Т.Ю. Особенности восприятия потребителями поисковых туристских интернет-ресурсов // Управление экономикой ХХI века: анализ тенденций и перспективы развития. Луганск: ЛугГУ ун-т им. В. Даля, 2017. С. 62–67.
14. Храбовченко В.В. Экологический туризм. М.: Финансы и статистика, 2003. 183 с.
15. Самохин Ю.С. Экономика экологически-ориентированных мероприятий туристско-рекреационного комплекса: концепция и принципы реализации // Социально-экологические технологии. 2016. № 2. С. 85–90.
16. Шерешева М.Ю. Создание туристских кластеров в регионах России // Логистика. 2016. № 6. С. 52–56.
17. Молчанов И.Н., Молчанова Н.П. Финансирование формирования и развития региональных туристских кластеров // Социально-экономические проблемы развития отдельных отраслей сферы услуг. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2017. С. 109–118.
18. Туризм в меняющемся мире. М.: МГУ, 2010. 141 с.
19. Логинова Н.Ю., Костоварова В.В., Чудайкина Г.М. Экологический туризм в России и странах Скандинавии // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 2. С. 227–238.
20. Tourism in Sweden, 2015: report by Swedish Agency of economic and regional growth. Stockholm: Oedforradet, 2016. 84 p.
Выпуск
Раздел
Экономические науки